Оксана Семененко: Ситуация с высокой ключевой ставкой ЦБ интересна нашим клиентам

Бизнес-FM. Интервью
"Ситуация с высокой ключевой ставкой ЦБ интересна нашим клиентам" - об этом в интервью "Бизнес ФМ" заявила вице-президент, заместитель руководителя Private Banking и "Привилегии" банка ВТБ Оксана Семененко. Также она рассказала о росте вклада в юань и о том, как сегодня выглядят недвижимость, золото и бриллианты в качестве альтернативных инвестиций. С Оксаной Семененко на полях Восточного экономического форума беседовал Евгений Перельчук.
– Давайте поговорим сначала о цифрах. По итогам первого квартала этого года были данные, что в сегменте Private Banking у ВТБ более 70 000 клиентов с общим объемом капитала свыше 4 триллионов рублей. Также ВТБ является лидером по продаже золота физлицам. За прошлый год портфель золотых слитков банка увеличился более чем на 50%. Продолжается ли рост? Какие тенденции?
– Вы знаете, мы уже более 80 000 клиентов и свыше 5 триллионов рублей подросли в объемах. Что касается роста по объемам, сейчас этот рост продолжается. Спрос на драгоценные металлы сейчас как раз объясняется ростом курса золота. Если сравнить, например, даже с середины 2023 года, он увеличился практически на 60%. Клиенты, видя такую тенденцию роста золота, предпочитают диверсифицировать свой портфель, размещая свои активы в золоте. ВТБ в этом направлении является как раз лидером по продаже слитков золота. У нас общий объем продаж превысил уже 79 тонн. Помимо физического золота, клиенты наши стали больше проявлять активности в продаже обезличенного металлического золота. Здесь у нас наблюдается порядка 4 тонн уже продаж в обезличенном металле. Это легко купить, легко продать. Просто смотришь на курс и продаешь или покупаешь в зависимости от ситуации на рынке. В мобильном приложении банка это все делается очень легко и просто.
– Про ключевую ставку высокую. Какие инструменты есть у ваших клиентов для сохранения и сбережения капитала во время таких вот высоких ставок?
– Конечно же, сейчас при такой ставке клиенты предпочитают хранить свои средства в рублевых вкладах. Видя такой интерес клиентов, мы первые на рынке запустили продукт с привязкой к ключевой ставке, вклад, где клиентам не нужно каждый раз перекладывать свои средства при любых изменениях. Процент по вкладу меняется вслед за изменением ключевой ставки. До конца года в этот продукт мы планируем собрать порядка двух триллионов рублей.
– О юане, китайская валюта. Видите ли вы растущий интерес к юаню? Что можно сказать о ставках по вкладам и депозитам? Стал ли юань надежной альтернативой для замещения доллара и евро?
– Наверное, становится более интересным для клиентов, как замещающий. В него достаточно аккуратно входили клиенты на начальном этапе, но здесь есть несколько преимуществ относительно доллара и евро. Курс юаня, он не является свободно плавающим, его регулирует Народный Банк Китая. В то же время Народный Банк Китая вынужден его устанавливать с привязкой к доллару для того, чтобы сохранить конкурентоспособность экспорта. Здесь юань становится наиболее устойчивым относительно других мягких валют. По нашему банку сейчас мы предполагаем, что будем занимать порядка 27-30% от валютного рынка сбережений. По итогам 7 месяцев приток в китайской валюте составил уже 2,7 миллиарда юаней.
– Про альтернативные инвестиции продолжим. И что чаще выбирают ваши клиенты? Недвижимость, золото, бриллианты?
– Все, что Вы перечислили, оно имеет место быть в портфелях наших клиентов. В части инвестиций в недвижимость, несмотря на потрясения на рынке в связи с падением интереса к недвижимости, клиенты все равно продолжают инвестировать в недвижимость, опять же, не изменяя тенденций по диверсификации своего портфеля. Класс "люкс", недвижимость, она выросла до 129%. "Бизнес" - 50%, "премиум" - 36%, а класс "люкс" - 129%. То есть клиенты видят в этом перспективы для себя. Если посмотреть на классическую инвестицию в недвижимость, то сейчас это трансформируется либо в закрытые паевые фонды, которые предполагают включение в себя несколько объектов недвижимости, и также недавно появившиеся ЦФА на квадратные метры. Это также легко приобретается, цифровой финансовый актив, который привязан к квадратному метру. Коммерческая недвижимость, также офисы, склады продолжают существовать как часть инвестиций клиентов. По другим видам альтернативных инвестиций: бриллианты - тоже интересная история. ВТБ один из первых начал также работать с бриллиантами. Мы с 2018 года сотрудничаем с "Алросой". До конца года мы расширяем продажу бриллиантов на всю сеть. Раньше мы продавали только в Москве бриллианты, а сейчас мы будем продавать и по регионам России. Плюс будем продавать еще на сегмент "Привилегии". Раньше это продавалось только для сегмента Private. Это тоже долгосрочная инвестиция, и сейчас есть возможность у клиента обратного выкупа этого бриллианта. То есть им не нужно бегать куда-то, они сами делают оценку, "Алроса", и у клиента забирают, ему отдают деньги. Еще мы сделали для клиентов инвестиционные корзины, бриллиантовые инвестиционные корзины. Корзина от 20 000 долларов. По золоту мы также сделали для клиентов возможность по обратному выкупу золота банкам. При условии того, что это золото хранится в хранилище банка, клиент в любой момент может продать банку золото, получив свою доходность.
– Какие показатели у ВТБ Private Banking в Приморье? Как сейчас выглядит портфель под управлением Private Banking ВТБ в Приморском крае?
– Private Banking ВТБ в четвертый раз выиграл номинацию Forbes Private Banking №1 в России, чему мы все очень рады. И Приморья - это, наверное, такой особый регион. Здесь у нас достаточно серьезные активы. У нас порядка 130 миллиардов рублей размещено в этом регионе. Мы представлены в этом регионе четырьмя офисами: Амурский, Дальневосточный, Южно-Сахалинск и Благовещенск. По клиентам в регионе - это порядка 3 000 VIP-клиентов.
– Какие программы лояльности и партнерские программы предлагаете сейчас? Какие выделяете в первую очередь, самые важные и привлекательные, на ваш взгляд?
– У нас в этом году в мае вышло изменение программы лояльности для клиентов банка. Мы перешли от начисления бонусами за лояльность на начисление рублями. Наши клиенты теперь получают физические рубли за пользование программой лояльности. В мобильном приложении у клиента отражается, сколько он заработает за месяц, те категории, которые он может выбрать, лояльности. Причем у нас лучшие на рынке, наверное, категории для выбора клиентов. Клиенты сейчас от месяца к месяцу все больше и больше начинают пользоваться программой лояльности. И более того, в рамках Года семьи, которым объявлен 2024 год, программой лояльности может пользоваться не только клиент, но и члены его семьи. Если говорить применительно к программам лояльности именно для VIP-клиентов, то мы серьезно поработали над изменением пакета услуг. Тоже основное, что мы сделали, это как раз забота о здоровье. Запустили сервисы, которые помогают клиенту и членам семьи подумать о своем здоровье. Мы сделали второе медицинское мнение, телемедицину, онкострахование, медицинский чек-ап. Сделали еще сервис "Фитмост", в который входят фитнес-студии, салоны красоты, массажные, спа-салоны. Что мы сделали еще для клиентов? По партнерской программе у нас заключено соглашение с Bosco. Наши клиенты могут оформить "Черешневую карту" и получить до 15% скидку в сети Группы Bosco. Еще одна история у нас: в этом году мы запустили co-бренд с "Аэрофлот". Клиенты могут получить 4 мили за каждые 100 рублей. Еще из интересного, что у клиентов пользуется популярностью, это, соответственно, рестораны. У нас соглашение с Novikov Group. Клиенты получают скидку до 10% от суммы чека. Это то, что всем интересно. Всегда ресторанная история достаточно востребована. Клиенты наши этим очень любят пользоваться.
– С вице-президентом, заместителем руководителя Private Banking и "Привилегии" банка ВТБ Оксаной Семененко на Восточном экономическом форуме беседовал Евгений Перельчук.
06 сентября 2024