Как втб private banking строит платформу будущего, где человек управляет изменениями

BRICS
Кризис, переживаемый всеми нами с конца февраля, несомненно – главная доминанта текущей политической, социальной и экономической повестки. Но даже он не отменяет долгосрочных целей национального развития, успешное продвижение к которым в числе прочего поможет ответить на глобальные вызовы и угрозы. Ключ к успеху здесь, по-прежнему – человеческий капитал, развитие которого на базе широкой гаммы современных технологий и цифровизации должно стать одним из важнейших приоритетов.
В каких направлениях должно идти это движение – в колонке Дмитрия Брейтенбихера, написанной еще до начала известных геополитических событий специально к Российскому инвестиционному форуму в Сочи, перенесенному вследствие коронавирусной пандемии. Несмотря на последовавшие с тех пор события материал не потерял своей актуальности и не потребовал редактуры: человеческий капитал, взаимоотношения между людьми, инвестиции в себя, в свои знания и готовность к переменам – все то, о чем автор говорил тогда, особенно актуально сейчас, в момент «высокой волатильности» мировых событий.
Поспешу разочаровать: колонка не об этом, а о том, что формирует развитие национальной экономики. На мой взгляд, это в первую очередь человеческий капитал. Его формируют здравоохранение, наука и образование. Речь пойдет об этих направлениях и о роли цифровизации и новых технологий в их развитии. О том, что такое человеческий капитал в современном мире, что нас ждет в будущем – через призму банковской индустрии и оценки динамики акций компаний.

Здравоохранение

Логично начать с применения инновационных подходов в здравоохранении и не только из-за пандемии, но и с учетом роста численности населения и продолжительности жизни.
Адаптация новых развивающихся технологий (дополненная реальность, искусственный интеллект, 3D-печать, роботизация) уже сегодня обеспечивает компаниям из сектора здравоохранения рост маржинальности и прибыли. А ограничения, связанные с COVID-19, дали новый импульс для внедрения дистанционных медицинских консультационных услуг и расширения возможностей использования телемедицины.
Искусственный интеллект уже активно используется в принятии клинических решений. В качестве примера приведу подразделение DeepMind Health, применяющее искусственный интеллект в медицине; IBM Watson Health, которые занимаются разработкой когнитивной системы – суперкомпьютера.
Пандемия поспособствовала распространению программ, которые используют технологии удаленного мониторинга и телемедицины без рисков и издержек, ассоциируемых с нахождением в традиционных медучреждениях. Компания Teladoc, лидер телемедицины, демонстрировала бурный рост, ее акции выросли в прошлом году до исторического максимума, потом последовала сильная коррекция на 50%, так как компания столкнулась с проблемой ограничения роста числа пользователей, тем не менее стоит следить за ней: есть амбиции увеличить доли на зарубежных рынках.
Big Data и аналитика используются для обмена данными сотрудников, пациентов. При помощи этих технологий можно контролировать и анализировать медицинские данные. Одной из перспективных компаний является Health Catalyst, которая разрабатывает софт для медицинских учреждений – облачную платформу для обработки данных и аналитическое программное обеспечение.
Виртуальная реальность используется для диагностики хирургических вмешательств, обучения врачей, физической и умственной реабилитации, а 3D-печать – для получения индивидуальных анатомических моделей пациента, протезирования, предоперационного планирования, создания новых медицинских устройств и инструментов, тканевой инженерии (выращивание замещающих тканей). Можно отметить следующие компании: 3D Systems (производит и продает 3D-принтеры, печатные материалы, сканеры и виртуальные хирургические тренажеры) и Stratasys (мировой лидер в области 3D-печати и аддитивных решений).
Больницы уделяют все больше внимания носимым устройствам для здоровья, благодаря которым медработники могут контролировать данные пациентов в режиме реального времени.

Научно-технический прогресс

Сейчас мы, как никогда, видим, что все рутинное автоматизируется. А все творческое приобретает новую ценность. На первое место выходит экономика идей, и внутри банковской индустрии возрастает роль интеллектуального капитала банка. Компетенции и инициативы сотрудников объединяются с технологиями и базами данных. Именно в этой последовательности, где ключевым элементом были и остаются люди. Хотя в последнее время в банковской отрасли мы видим некоторое забегание, инверсию, ставящую телегу впереди лошади, в состоятельном сегменте это может быть чревато.
Ключевой точкой взаимодействия с банком остается персональный менеджер, а технологии дистанционного обслуживания и работа с базами данных позволяют ему предугадать, что и когда потребуется клиенту, и своевременно предложить релевантные услуги.
При всем многообразии и полифонии этих услуг, опять же, важно предлагать их, пропуская через фильтр персональных клиентских предпочтений, без какой-либо навязчивости и дидактичности. Это то, что формирует доверие – основу банковского бизнеса.
Конечно, пандемия многократно ускорила процессы автоматизации и развития дистанционного обслуживания. Но при работе с клиентами в банке помимо простоты и удобства огромное внимание уделяется безопасности. В состоятельном сегменте актуальность этого направления трудно переоценить. Уже сегодня бюджеты на информационную безопасность и конфиденциальность персональных данных сопоставимы с общим бюджетом развития цифровых технологий.
Например, повсеместное внедрение дистанционных сервисов в связи с переводом сотрудников на удаленную работу стало дополнительным толчком, ускорившим развитие облачной инфраструктуры (рост инвестиций +37%). В качестве крупнейших игроков здесь можно отметить Amazon, Microsoft, Alphabet (Google), Alibaba.
Также одним из самых заметных последствий пандемии стала миграция офлайн-форматов торговли к онлайн-коммерции. Темпы роста e-commerce продолжают ускоряться. Заметные игроки на этом рынке – Amazon, eBay, Alibaba, JD.com, PayPal, Visa, MasterCard.
При этом, как я уже сказал, всеобщий переход в онлайн обострил вопросы кибербезопасности. И сейчас это наиболее растущий сегмент в IT-секторе. Все понимают, что за безопасность нужно платить, чтобы потом не пришлось расплачиваться за ее отсутствие. Компании все больше тратят на информационную безопасность, и расходы продолжают увеличиваться. Аналитики прогнозируют их ежегодный рост на 15–20% до 2025 года. Рынок в этой отрасли делят такие компании, как Crowd Strike, Palo Alto Networks, Splunk, NortonLifeLock.
Помимо IT-компаний, которые стоят в авангарде научного прогресса, мы видим, что снижается стоимость производства чипов и сенсоров. Это ведет к тому, что роботизированные системы с искусственным интеллектом продолжают активно внедряться в жизнь человека. Рынок находится на стадии роста и к 2025 году достигнет массового использования за счет активности Intuitive Surgical, iRobot, Oceaneering International.
Важно понимать, что технологии искусственного интеллекта не противоречат развитию человеческого капитала. Как у Айн Рэнд: «Если вы усматриваете в чем-то противоречие, проверьте исходные данные, и вы найдете ошибку». А исходные данные в том, что вся IT-отрасль состоит из результатов деятельности людей. Именно люди анализируют и создают алгоритмы работы с большими данными, разрабатывают возможности и системы безопасности дистанционных сервисов.
Сами компетенции и профессиональная экспертиза меняются. На примере банковского бизнеса: клиентские менеджеры выступают уже не столько в качестве sales и операционных менеджеров, сколько relationship managers. Кадровые потребности в разработке банковских продуктов смещаются ближе к программистам, в продвижении – к специалистам CRM-систем и performance маркетинга.
С учетом автоматизации целого ряда процессов большее значение в мире будут приобретать творческий подход, креативные идеи – все то, на что не способны машины. И цифровая эпоха, на мой взгляд, как раз провоцирует творчество. Потому что все штучное, все творческое, все непредсказуемое и нарушающее границы останется за человеком. Все поддающееся алгоритмам, технологизируемое уйдет машинам.

Образование

Такое изменение ландшафта подсвечивает важность квалификации сотрудников, люди выходят на первое место, и одновременно с этим растут требования к их профессиональным компетенциям. Как следствие, научно-технический прогресс изменяет требования к образованию. При этом пандемия отразилась и на рынке образования, в первую очередь на онлайн-образовании. Глобальные инвестиции только в EdTech-стартапы превысили 10 млрд долларов в первой половине 2021 года. Рынок продолжит расти со среднегодовым темпом 29% и к 2026 году достигнет уровня 18 млрд долларов.
Инвестиционно привлекательными компаниями в этом сегменте остаются Coursera – платформа онлайн-образования, на которой можно бесплатно проходить курсы и платить за получение сертификата. Chegg – онлайн-платформа для студентов, Duolingo – самая популярная платформа для изучения иностранных языков и Nerdy – платформа, объединяющая студентов и преподавателей в реальном времени.
Будучи в центре происходящих изменений, человек не может формировать и проявлять креативность в условиях жесткой формализации. Творчество – акт индивидуальный, и мы видим роль индустрии в том, чтобы стимулировать и подпитывать его. Поколение молодых, составляющее сегодня средний класс, особенно ярко демонстрирует желание не только зарабатывать, но и расти, развиваться. Находить применение своему творческому потенциалу.
Поэтому для сотрудников банка мы внедряем принцип phenomenon-based learning. Это многопрофильная, конструктивистская форма обучения, где люди изучают тему или концепцию в целом, так как предмет, как правило, затрагивает смежные области. Этот же принцип применяем и в подготовке наследников к управлению семейным капиталом в рамках совместного проекта Family Office ВТБ и МГУ «Управление семейным капиталом».
При таком высоком проникновении цифровых технологий во все сферы общественной деятельности современные профессионалы не могут изучать один предмет изолированно: карта знаний становится двумерной и плоской. Сегодня так уже нельзя. Появился запрос на комплексную экспертизу, которую может дать только компания с большой развитой структурой. Что касается банка, речь идет о его интеллектуальном капитале, умноженном на разнопрофильность высокопрофессиональных кадров. Если технологии меняются почти каждый день, нет смысла нанимать человека только потому, что он обладает специфическим набором профессиональных навыков, которые, возможно, скоро устареют. Куда правильнее стараться принимать на работу людей с широкими универсальными способностями к решению проблем, какими бы трудными они ни казались.

Резюме, или как человеку адаптироваться в неизбежном и меняющемся будущем

Современный человек сталкивается с невероятной скоростью трансформаций, обусловленных информационным, коммуникационным и технологическим развитием. Мир меняется, это очевидно. И мы должны успевать меняться вместе с ним. Перефразируя слова Нассима Талеба, скажу, что побеждает тот, кто вовремя научится преобразовывать страх в благоразумие, боль – в информацию, ошибки – в инициативу, желание – в действие.
Резюмируя, можно сказать, что в современном мире не существует универсального правила, работающего в любых обстоятельствах. Куда важнее построить систему, способную адаптироваться к быстро меняющимся условиям. То есть сегодня лучшая система – это та, в которой заложены возможности для реформирования изнутри.
А будущее всегда будет достаточно непредсказуемым, чтобы нас постоянно удивлять. Поэтому, какими бы данными и технологическими возможностями мы ни обладали, намного важнее понимать, что со времен Сократа все мало изменилось и мы не знаем гораздо больше, чем знаем.
Понимание этого незнания – сила. Поэтому, наверное, несколько общих выводов, которые помогут эффективно использовать интеллектуальный капитал, уверенно действовать в неопределенных обстоятельствах и держать руку на неровном пульсе настоящего дня.
Расширяйте кругозор. Рассматривайте весь спектр возможностей, старайтесь предотвращать наихудшие варианты развития событий.
В эпоху информационного шума заметнее всего апокалиптические сценарии. Избегайте продавцов «тревожности» по Пелевину. В состоянии паники думать невозможно. Создайте свои правила информационной гигиены.
Диверсифицируйте не только акции, но и вообще все возможные активы. Чтобы не дублировать банальное «про корзину и яйца», проиллюстрирую китайской пословицей: «У хитрого зайца всегда три норы».
Инвестируйте время в долгосрочное планирование – возможность отказаться от чего-то сегодня ради большего завтра. Цените отложенное удовлетворение удовольствий выше немедленного. Ведите баланс доходов и расходов. Если что-то не может продолжаться вечно, то рано или поздно закончится. Лучше быть к этому готовым.
Когда инвестируете в актив, помните, что вы покупаете то, что кто-то и почему-то в этот же момент продает. При этом все хотят максимизировать свое благосостояние. Продумывайте, как в шахматах, ход соперника. Пример фондового рынка, когда вся информация мгновенно отражается в рыночной цене бумаги. При этом на рынке огромное количество участников, в том числе профессиональных институциональных инвесторов с департаментами аналитиков, стратегов и экономистов. Задумывайтесь, почему вы так уверены, что знаете больше.
Знакомьтесь. Общайтесь с самыми умными, осведомленными, интеллектуально щедрыми людьми: учитесь у них, проверяйте свои идеи в разговорах с ними.
22 февраля 2022