Пресс-центр Статья

Интеллектуальный капитал

Интеллектуальный капитал

Бизнес-FM

25 ноября 2019

Здравствуйте. Я Кира Альтман. В студии старший вице-президент ВТБ Дмитрий БРЕЙТЕНБИХЕР. Первый вопрос: а что формирует сегодня интеллектуальный капитал банка?

Кир, вообще можно выделить три основных составляющих. Первое – работа с базами данных. Второе - качество и безопасность дистанционного обслуживания. И третье, и главное – это люди. Все вместе и определяет интеллектуальный капитал банка, это главное неценовое конкурентное преимущество сегодня.

«Сейчас на фоне снижающейся маржинальности банковского бизнеса акценты в конкуренции снижаются от цены в сторону технологий, профессиональной экспертизы и удобства сервиса».

Ну вы же сказали, что помимо обсуждаемых дистанционных сервисов и Big Data главное в интеллектуальном капитале банка – это люди.

Именно. И здесь вообще нет никакого противоречия. Вся IT-отрасль состоит из результатов деятельности людей. Именно люди анализируют и создают алгоритмы работы с большими данными. Они создают возможности дистанционных сервисов.

Это как раз мне понятно. Я об интернет-технологиях. Сеть сейчас везде. И это, мягко говоря, серьезная угроза самому банковскому бизнесу. Нет?

Нет, Кира, не так. Не нужно противопоставлений. Эта тема обсуждалась на пленарной сессии форума ВТБ: Россия зовет!». Технологическая отрасль выходит сейчас за пределы интернета. IT становятся частью всего. Поэтому говорить о том, хорошо или плохо развитие интернет-технологий для банков – это все равно, что рассуждать о том, как на банковскую отрасль влияет электричество. Еще раз – противоречий здесь не существует. Помните, как у Айн Рэнд: «Если вы усматриваете в чем-то противоречие, проверьте исходные данные, и вы найдете ошибку».

Хорошо. Возвращаемся к исходным данным. Главное в Private Banking – это люди. Но эти люди должны обладать знаниями.

Кира, интеллектуальный капитал -  это ведь не просто знания. То есть идеи только тогда становятся капиталом и приносят проценты, когда ты действуешь. А знать и не делать – это все равно, что не знать.

О том, что выбирают VIP-клиенты Private Banking, мы поговорим завтра.

26 ноября 2019

Со мной у микрофона Дмитрий БРЕЙТЕНБИХЕР , старший вице-президент ВТБ. Мы начали говорить о важности экспертизы при выборе направлений инвестиций. Сейчас, когда популярность инвестиционных продуктов сильно растет – кстати, почему такой большой интерес?

Снижаются процентные ставки по вкладам и в рублях, и в долларах. И регуляторы – и наш ЦБ, и ФРС, дают понять, что в следующем году этот тренд сохранится. В такой ситуации клиенты, естественно, ищут альтернативные варианты размещения средств с более высокой доходностью, чем депозиты.

Финансовые рынки как раз растут.

Но в ноябре индекс Мосбиржи вообще превысил исторический максимум в 3 тысячи пунктов, и рост с начала года 27%. А SNP500 за 3 квартала вырос почти на 25%.

То есть разница в доходности способствует перераспределению средств клиентов – плюс, наверное, влияет повышение финансовой грамотности.

Кира, боюсь, я буду здесь предсказуем, как будильник, и скажу, что давать общие рекомендации не совсем корректно, и даже безответственно. Нужно подсмотреть структуру уже имеющихся активов, их диверсификацию, оценить риски и специфику бизнеса клиента.

Но есть же универсальные, или самые популярные финансовые решения сегодня?

В сегменте Private banking клиенты, как правило, хорошо осведомлены о фондовом рынке и инвестициях продуктов. Большая часть имеет свои портфели бумаг.

«Поэтому мы даже запустили услугу «инвестиционный чек-ап», когда мы оцениваем состояние инвестиционного портфеля клиента и даем свои рекомендации по изменению его структуры вне зависимости от того, где находится и учитываются его бумаги. То есть вопрос предложения нашей профессиональной экспертизы и причина роста услуги ВТБ эдвайзери больше находится в плоскости экономии времени клиента, а не повышения уровня его знаний».

Вы говорите об увеличении доли ВТБ в портфеле VIP-клиентов – но это же не влияет на рост объемов инвестиций?

Во-первых, влияет: хорошее управление и увеличивает объём средств клиентов, и стимулирует их дополнительно вкладывать в инструменты фондового рынка. Поэтому и доля инвестиционных продуктов растет. А во-вторых, сейчас наблюдается существенный приток средств от розничного сегмента. Массово открываются брокерские счета, и здесь за счет эффекта низкой базы и возможности онлайн-сервисов идет просто кратный рост рынка.

О том, как получить от этого роста дополнительный доход, мы поговорим в следующей программе.

27 ноября 2019

Мы со старшим вице-президентом ВТБ Дмитрем БРЕЙТЕНБИХЕРОМ говорим о росте фондового рынка в этом году, и как это использовать – если, конечно, не поздно.

Никогда не поздно сделать все правильно. Я бы не стал говорить о том, что российский рынок переоценен –напротив, в последнем обзоре ЦБ отмечается невысокая капитализация нашего рынка акций к ВВП, и низкое соотношение рыночной стоимости бумаг к годовой прибыли компании.

«В финансах зеркало заднего вида всегда чище, чем лобовое стекло».

А как это оценить?

Сейчас по нашему рынку показатель (нрзб) около 7, а по глобальным рынкам – 15-17.

А по каким можно выделить особые бумаги? Что вы можете порекомендовать сейчас?

Кира, боюсь, я буду здесь предсказуем, как будильник, и скажу, что давать общие рекомендации не совсем корректно, и даже безответственно. Нужно подсмотреть структуру уже имеющихся активов, их диверсификацию, оценить риски и специфику бизнеса клиента.

Но есть же универсальные, или самые популярные финансовые решения сегодня?

Нет универсальных рецептов, подходящих для всех. Без индивидуальной стратегии инвестирования это будет каша. Это если бы хотели снять фильм на основании самых популярных запросов, получилась бы истории про свинку Пеппу на танке с Данилой Козловским в главной роли, снятая в 3Д.

Не самый плохо вариант. Хотя бы просто – давайте выберем: депозиты или по облигации?

Доходности по облигациям, конечно, объективно выше. Скажем, годовые бонды ВТБ сейчас дают 6.3% годовых, а наши длинный суборды, подписка на которые заканчивается на этой неделе, принесут 8.4% в год. Поэтому естественно, многие VIP-клиенты предпочитают облигации депозитам. Кроме того, отдельный интерес к акциям компаний с высокой дивидендной доходностью. В этом году многие существенно увеличили выплаты, и сейчас у ряда крупных отечественных компаний одни из самых серьезных дивидендов в мире – 7-10% от стоимости акций в год.

28 ноября 2019

Мы со старшим вице-президентом ВТБ Дмитрием Брейтенбихером говорим о том, что в интеллектуальном капитале банка, помимо профессионализма сотрудников, большую значимость имеет работа с большими данными и технологиями дистанционного обслуживания.

Конечно. Развитие каналов дистанционного обслуживания – одна из главных задач. Как для скорости операций клиента, так и для получения всей необходимой информации, вне зависимости от времени суток и местонахождения клиента. Умение извлекать информацию из данных – это тоже уже не вопрос конкурентного преимущества, а условия выживания. Анализируя данные, можно заранее определять предпочтения клиентов, определять, доволен ли он.

То есть благодаря этому можно вовремя предлагать клиентам самое нужное?

Именно.

«Поверьте, клиенты сейчас платят только за то, что им нужно, и только когда им нужно».

Возникает обратная сторона развития технологий, вопрос безопасности и вопрос конфиденциальности.

И это особенно важно для VIP-клиентов. Известно, что за безопасность приходится платить, а за ее отсутствие –расплачиваться. Поэтому мы крайне щепетильно подходим к требованиям многоуровневой верификации клиента при использовании дистанционных сервисов, биометрии, паролей и других ограничений доступа к клиентским данным.

Ну вы как будто с досадой об этом говорите.

Да нет, не с досадой – скорее, с твердым пониманием, что это основной приоритет в Private Banking. Это, кстати, абсолютно нормальная мировая практика, что бюджеты на развитие удобства и скорость дистанционных сервисов равны бюджетам на подержание безопасности и конфиденциальности.

«Мы в ВТБ даже выделили Private Banking в отдельный юридический контур для дополнительной защиты данных VIP-клиентов».

Но такая защита затормаживает развитие дополнительных сервисов – конкуренции не боитесь?

Нет, наоборот – конкуренция главное условие для развития. Без нее спится лучше, но живется хуже.

В нынешнем потоке изменений боишься пропустить что-то важное и интересное, опоздать.

Послушайте, Кира – все самое интересное и невероятное, чем мы будем пользоваться через 20, 30 лет, пока еще вообще не изобретено – а это значит, что вы не опоздали.

29 ноября 2019

Здравствуйте, я Кира Альтман. И мы со старшим вице-президентом ВТБ Дмитрием Брейтенбихером говорим об интеллектуальном капитале банка. Дмитрий, вы рассказывали мне о том, что услуги Family Office – это вишенка на торте профессиональной экспертизы на vlp-клиентов. Почему это так?

Family Office объединяет профессионалов из различных отраслей – юристов, налоговых и валютных специалистов, wealth и lifestyle-менеджмент, финансовых аналитиков. Для комплексного решения всех вопросов клиента.

А почему это актуально?

«Российские клиенты Private Banking – это предприниматели, которые сами сделали свой бизнес и активно участвуют в операционной деятельности».

Отсюда и отсутствие правильного структурирования активов. У многих даже нет гигиенического минимума, границы между бизнес-активами и личным капиталом семьи.

И чем же грозит отсутствие такой практики?

Первое. Есть риски изменения корпоративных отношений. Взаимодействие с партнерами, акционерами, кредиторами, конкурентами часто выходит из регламентированной зоны и ставит под угрозу не только бизнес, но и личные активы клиента и его семьи. Второе. Это риски изменения семейных отношений, когда внутрисемейный конфликт или бракоразводный процесс не только затрагивает, но и разрушает построенный и успешный бизнес. Ну и наконец, третье. Это риски изменения нормативно-правовой базы. И как следствие – взаимодействие с органами госрегулирования и контроля. Меняются налоговый климат, требования к отчетности. Мониторинг этих изменений также лучше поручить профильному специалисту.

Согласна. Ежедневно появляются в сводках бизнес-новостей то бракоразводный процесс, то корпоративный конфликт и аресты личного имущества бизнесменов. А это уже ставит под удар семью и детей.

Кстати, тема наследования также в периметре Family Office ВТБ. Тем более, что для многих клиентов эти вопросы уже перешли в практическую плоскость. А статистика преемственности не самая радостная. Уже второе поколение теряет 40% активов, а после третьего остается всего 10%. Поэтому владельцы крупных состояний также нуждаются и в услугах по подготовке приемников, чем мы тоже занимаемся.


29 ноября 2019

Заказать консультацию

Пожалуйста, оставьте нам свои контактные данные. Мы вам перезвоним и договоримся о встрече или проконсультируем по возникшим вопросам