Как банки управляют нашими деньгами. Разговор Сергея Минаева со старшим вице-президентом ВТБ Дмитрием Брейтенбихером
Esquire
Главный редактор Esquire Сергей Минаев поговорил с главой Private Banking, а с недавнего времени еще и «Привилегии» ВТБ Дмитрием Брейтенбихером о том, как банки перестраиваются в цифровом мире и какое место в новой системе занимает – и должен занимать – клиент.
Сергей Минаев: В ситуации, в которой мы находимся – кризис, постоянная угроза
локдауна, люди нервничают, – что происходит с клиентами? Как они реагируют,
меняются ли их привычки, формируются ли новые запросы?
Дмитрий Брейтенбихер: Безусловно, эта эпидемия спровоцировала взрывной рост
цифровых технологий. Тот путь, что мы прошли за год, в другой ситуации, думаю,
занял бы лет пять. Могу сказать, что российские клиенты не избалованы десятилетиями спокойной жизни. У многих сформировался своего рода иммунитет к различного рода изменениям. Поэтому происходящее люди воспринимают стоически.
Один из клиентов, характеризуя ситуацию, мне процитировал Лермонтова: «Так жизнь скучна, когда боренья нет...».
Сергей: Объясни мне, пожалуйста: кризис, спад мировой экономики. Это значит, что машины меньше перемещаются – значит, нужно меньше топлива; меньше производят
заводы и так далее. А биржевой рынок растет. Как это может быть?
Дмитрий: Очень просто. Во время пандемии беспрецедентные фискальные и монетарные меры обеспечили вливание денег в экономику на фоне снижения процентных ставок. Естественно, избыточная денежная масса стала поступать на фондовый рынок. Действовать необходимо было быстро. Именно поэтому мы поступили неправильно – «по учебнику» неправильно. Что мы сделали? Организовали серию онлайн-трансляций на всю клиентскую базу и вместе с аналитиками и портфельными управляющими «ВТБ Капитал» давали конкретные рекомендации по покупкам бумаг. Конечно, так делать неправильно.
Сергей: Почему?
Дмитрий: Потому что ты не знаешь текущий портфель конкретного клиента; не
понимаешь его риск-профиль; не видишь аллокацию его активов. А значит, не можешь дать индивидуальную рекомендацию.
Сергей: Ты же приблизительно понимаешь, кто из клиентов тебя смотрит, чем они владеют (плюс-минус).
Дмитрий: Когда у тебя сто клиентов, это представляется возможным, и то с некоторой натяжкой. Когда у тебя 28 тысяч VIP-клиентов, необходимо рыночную ситуацию пропускать через фильтр предпочтений и индивидуальную ситуацию каждого. Как и происходит в обычной ситуации, когда это делает персональный менеджер. Но ограничения по личным встречам, сильные изменения на рынках требовали
оперативного решения, демонстрации уверенности и понимания происходящего.
Сергей: И вы проводили такие трансляции?
Дмитрий: Да. В чем плюс? В том, что V-образное восстановление рынков после
прошедшей коррекции весной 2020 года было в достаточной степени прогнозируемо.
В первую очередь в компаниях – бенефициарах пандемии. Это так называемые акции роста: IT-компании, электронная коммерция.
Мы показывали нашим клиентам эти точки роста, что, естественно, дало эффект.
Клиент инвестирует по вашей рекомендации, и уже к осени происходит 100%-ное восстановление рынков. Это не просто дало возможность многим нашим клиентам заработать. Дополнительный эффект мы увидели в оценке нашей профессиональной экспертизы и рекомендациях новым клиентам, которые привели к нам средства из
других банков и управляющих компаний.
Сергей: Private Banking – это собственники, топ-менеджеры, акционеры компаний. А клиент сегмента «Привилегии» – это кто? Ты не так давно начал за это направление отвечать. Первого октября, если я не путаю.
Дмитрий: Верно. Единственная награда за умение решать проблемы – возможность
решать еще большие проблемы. Дело в том, что на рынке Private Banking, по разным оценкам, мы достигли доли в 27-30%. Сейчас это уже больше трех триллионов под управлением. Следующий смежный сегмент «Привилегия» (top affluent & affluent), но здесь рыночная доля ВТБ – в районе 12-14%. Передо мной поставлена задача:
тиражировать в более массовые сегменты сервисные практики и экспертизу Private
Banking, используя происходящую в ВТБ масштабную IT-трансформацию.
Задачу можно решить, работая с большими данными и технологиями дистанционного
обслуживания. Обработка данных – это же не просто автоматическое напоминание
персональному менеджеру, когда у клиента заканчивается депозит или
беспроцентный период по кредитной карте. Важным является и анализ портфеля
каждого клиента, его индивидуальная поведенческая модель, склонности и
предпочтения. Что создает возможности для индивидуализации в массовых сегментах
и позволяет в нужное время предложить тебе продукт, который в наибольшей степени
отвечает твоим персональным потребностям. Например, клиент быстрее погашает
ипотеку, то есть у него есть дополнительные средства, и с высокой вероятностью он
погасит кредит досрочно. А это значит, что в этот момент клиент имел предложение по
накопительному, сберегательному или инвестиционному продукту и остался в банке
после погашения ипотеки.
Сергей: Как VIP-клиенты приходят в банк? Понятно, что они не ориентируются на
рекламу, например. Как они приходят и, что важнее, по какой причине VIP-клиенты
могут разорвать отношения с банком? Если исключить бытовые причины: кто-то
нахамил, не сработались с менеджером и так далее.
Дмитрий: Какие два, наверное, самых главных критерия в общении клиента с банком?
Первое – уровень профессиональных компетенций. Все клиенты – в основном
собственники и топ-менеджеры компаний. И естественно, они не должны следить за
изменениями на рынках или в нормативной базе и самостоятельно заниматься
управлением своими деньгами. Это задача персонального менеджера – обеспечить
экономическую эффективность для клиента от взаимодействия с банком.
Второе – сервис. Надо вовремя выполнять обещания, быть честным. Звучит, конечно,
слишком просто. Но в ряде случаев получается, как говорил Виктор Степанович
Черномырдин, «Ну и что, что я обещал? Я же не сделал». Я приведу простой пример.
Сейчас конец года. Все будет завалено рекламой вкладов. Ты, как и многие другие
клиенты, человек занятой. Получаешь предложения от некоторых банков: 10% по
накопительному счету или 8% по вкладу. Что ты выбираешь?
Сергей: Ну, 10%, конечно.
Дмитрий: Правильно. Только у тебя нет времени разобраться в том, что 10% по
накопительному счету выплачиваются только первые два месяца. И то не на всю
сумму.
Сергей: Это то самое, что в договоре мелким шрифтом прописано?
Дмитрий: Да. Чем отличается накопительный счет от вклада? По вкладу у тебя
фиксированная ставка. Банк не может в одностороннем порядке поменять ставку. В
отличие от накопительного счета. Кроме того, если ты не выполняешь определенные
условия, через два месяца твои 10% превращаются в 5%.
Сергей: Подожди, это узаконенное шельмовство.
Дмитрий: Формально ничего не нарушается. Весь рынок и по депозитам, и по
кредитам (основным банковским продуктам) построен именно так. И в рекламном
сообщении говорят: «Ставка до 10%!». Но что такое «до»?
Сергей: 2% – это тоже до десяти.
Дмитрий: А еще может оказаться, что необходимо выполнение определенных
ковенантов.
Сергей: Ты шутишь?
Дмитрий: Может быть множество условий, только выполнив которые, ты получишь
10%. То же самое по рекламе кредитов, например, «от 7%»? Что такое «от»? В общем,
возвращаясь к тому, о чем я говорил. В индивидуальной работе персонального
менеджера главное четко и вовремя информировать своего клиента обо всех условиях и порекомендовать наиболее выгодный не для банка, а для клиента продукт. Я считаю важным эту философию донести: с людьми нужно говорить честно и откровенно.
Только это вместе с профессиональной экспертизой рождает доверие. Это, по сути, и
есть главный банковский продукт. Хотя в целом банковский сектор не славится
откровенностью.
Сергей: И вниманием.
Дмитрий: Да. И, наверное, человечностью в каком-то смысле. Банковский канцелярит
часто ее убивает и вытесняет живое слово.
Сергей: Ты много говоришь о персональном менеджере. Я понимаю, как это устроено
в Private Banking, но как распространить это на «Привилегию»? Там же больше
клиентов.
Дмитрий: Все понимают, что данные – это новая нефть. У использования данных есть
плюсы и минусы. Одни говорят: «Это хорошо, потому что ты получаешь нужную
информацию в нужное время, экономишь время». Другие отвечают: «Это плохо,
потому что на твое мнение влияют, все решают за тебя», опять же возникает вопрос
цифрового контроля. Мы сейчас уйдем в оговорки столь многочисленные, что,
пожалуй, это может стать темой для отдельной дискуссии.
Тем не менее мир состоит из объектов, событий и процессов, которые генерируют
данные. Когда ты эти данные собираешь – ты владеешь информацией. Информация
дает тебе знание. Как известно, знать и не делать – все равно что не знать. Знание
должно провоцировать на конкретное действие. Поэтому обладание этими данными
позволяет автоматизировать ряд рутинных операций, что вкупе с развитием
технологий дистанционного обслуживания колоссально снижает нагрузку на
персонального менеджера. Все это вместе – люди, технологии дистанционного
обслуживания и работа с базами данных – и есть в конечном счете интеллектуальный
капитал банка, его главное неценовое конкурентное преимущество.
Сергей: Какой горизонт планирования у российского топ-менеджера или владельца
бизнеса?
Дмитрий: До трех лет.
Сергей: Это много. Думал, в нынешней ситуации – год.
Дмитрий: В основном – год, но я говорю – «до трех лет». Я упоминал о формулировках
«от» и «до», а сам их использую. Самый простой показатель: проникновение
страховых продуктов. Здесь мы колоссально отстаем не только от развитых стран, но и от наших одногруппников по БРИКС. Такая краткосрочность планов, конечно,
огромный тормоз в развитии. Декан экономического факультета МГУ Александр
Александрович Аузан однажды сказал: «Мне не очень интересно, какие у вас взгляды.
Мне интересно, какой они длины». Понимаешь, это фундамент. Невозможно
осмысленно говорить о будущем, будучи не в состоянии построить траекторию
развития своей компании, своего подразделения внутри компании и себя лично.
Сергей: Некоторое время назад в интервью Esquire ты говорил, что в работе с VIP-
клиентами нужно меньше графики и больше акварели. Сейчас, спустя почти год,
прожитый в условиях пандемии, это изменилось?
Дмитрий: Что я имел в виду? Если бы я говорил о конкретных цифрах, то сказал бы: «В октябре мы преодолели принципиально важную для нас планку в три триллиона
активов под управлением только в Private Banking». Цифра хорошая, но что за ней
скрывается? Три года назад в одном из интервью я говорил, что с брендом ВТБ, с
нашей командой преодолеть планку в три триллиона за три года – это достижимо. Я
тогда получил много критических отзывов со всех сторон. «Что за прожектерство?»,
«Просто лозунг и красивая цифра» и так далее. Сейчас эта цифра – реальность.
Поэтому важна не статика, а динамика, не уровень – а тренд. Показатели такого роста
за три года демонстрируют, что все больше состоятельных, умных клиентов выбирают
ВТБ, а значит, мы многое делаем правильно. И это еще одна причина для
потенциальных клиентов попробовать обслуживание в ВТБ.
К сожалению, большая часть банковской информации интересна только самим
банковским сотрудникам и их руководителям. Анонсируемые абсолютные цифры
ничего не говорят. Как у Довлатова в «Компромиссе» письмо Линды Пейпс товарищу
Брежневу: «За истекший период нам удалось надоить рекордное число молока.
Спасибо коммунистам нашего колхоза, которые избрали меня своим членом». Вот из
этого часто состоят банковские новости.
Но я отвечаю именно за состоятельный сегмент. Базовые и даже небазовые
потребности наших клиентов уже удовлетворены. Вообще сектор услуг растет
опережающими темпами, сейчас в нем занято больше всего рабочей силы. У нас в
стране 72 или 73 миллиона официально работающих людей.
Сергей: Я не знал. То есть ровно половина населения официально не работает?
Дмитрий: Да. Дети, пенсионеры и так далее. Как ты считаешь, первая по занятности
профессия в России – какая?
Сергей: Хороший вопрос. Среди мужчин, я бы сказал, охранник в супермаркете или
курьер.
Дмитрий: Охранники – да. Это почему-то принципиальное отличие России. В топ-10
самых популярных профессий охранники обязательно попадают. Но первое место –
это водители. Второе – продавцы. Дальше, не поверишь, экономисты и бухгалтеры.
Сергей: Поверю, их в 1990-х готовили больше всего. Потом юристов начали выпускать
такими же темпами.
Дмитрий: И мы возвращаемся к кризису доверия. Тебе нужен свой экономист, свой
бухгалтер – который должен считать, контролировать и проверять.
Сергей: При таком раскладе профессий нашу экономику нельзя назвать экономикой
среднего класса. В завершение нашего интервью ты можешь сформулировать свою философию работы с VIP-клиентами?
Дмитрий: Первое, я уже говорил выше: выполнять обещания, оправдывать ожидания,
быть честным. Наверное, сейчас это главное. Второе... Думаю, ты обрекаешь меня на
банальность.
Сергей: Мне кажется, банки должны быть банальными.
Дмитрий: Только нельзя допустить, чтобы банальность выхолащивала суть. Так вот,
второй принцип. Сначала лучше, потом дешевле. Сначала доходы, потом расходы. Я не хочу экономить на обслуживании VIP-клиентов. А к этому сейчас, с учетом высокой
конкуренции, идут все банки. Я хочу дать лучший сервис и лучшие профессиональные
компетенции. Да, это дорого, но я это сделаю. Дальше это уже будет моя задача, как
путем автоматизации, регулирования внутренних процессов эту структуру удешевлять.
Но сначала надо что-то предложить. Ситуация изменилась. Не клиент для банка, а банк для клиента – то есть мы должны подстраиваться. Если эту философию мы сумеем внедрить, мы обречены на успех.
Я продекламирую сейчас, что мы будем №1 в состоятельном сегменте, что у нас будет
десять триллионов активов под управлением и что на этом мы заработаем сто
миллиардов. У меня есть в запасе три с небольшим года. Но я уверен, как и три года
назад, когда заявлял про три триллиона, что все получится.
16 декабря 2021