Инвестиции в условиях нестабильного рынка: где искать точки опоры

Forbes

На вопросы директора по развитию Forbes Дмитрия Озмана отвечает старший вице-президент, руководитель ВТБ Private Banking Дмитрий Брейтенбихер

У пандемии были свои бенефициары: когда акции одних компаний падали, стоимость других — возрастала. Распознать бенифицаров будущих финансовых штормов частному инвестору трудно, поэтому старший вице-президент, руководитель ВТБ Private Banking Дмитрий Брейтенбихер советует доверять опыту профессиональных финансистов и использовать такие инструменты, которые хеджируют риски, например, субординированные облигации.
  • В 2020 году ВТБ Private Banking занял по версии Forbes первое место в рейтинге лучших банков для миллионеров. По вашим представлениям, в чем заключаютсяосновные достижения банка?
Думаю, основными критерием должны быть цифры. ВТБ Private Banking сегодня — это более 2,8 трлн рублей средств под управлением, более 26 000 клиентов. Мы ежегодно показываем двузначные темпы роста, за три последних года выросли больше чем в два раза. С точки зрения показателей гордиться есть чем. А раз мы растем такими темпами и привлекаем состоятельных, а значит умных людей, это может косвенно свидетельствовать о том, что мы действуем правильно. Поэтому спасибо за высокую оценку наших показателей.
  • В интервью вы часто говорите, что конкуренция между банками растет. Чем банки могут друг от друга отличаться и в чем конкурировать друг с другом?
  Мы наблюдаем достаточно унылое однообразие банковских продуктов и услуг по всему спектру. Если кто-то предлагает что-то новое, это моментально копируется конкурентами. Можно сказать, что в сегменте, о котором мы говорим, банки конкурируют в двух сферах.
Во-первых, это клиентский сервис, провайдером которого является персональный менеджер. Во-вторых — профессиональная экспертиза. С учетом тренда, который мы обсуждаем, это самое главное. Здесь позиции ВТБ всегда были очень сильными, а после объединения розничного бизнеса под одним брендом мы начали предлагать экспертизу от «ВТБ Капитал Инвестиции». Раньше эта экспертиза была доступна только крупным институциональным инвесторам, теперь мы стали предлагать ее частным клиентам. Результат не заставил себя ждать.
  • Можно чуть подробнее про экспертизу?
Вы хотите какие-то конкретные рекомендации?
  • А почему нет?
Я не сторонник давать четкие рекомендации по бумагам. Во-первых, я не знаю, когда выйдет наше интервью, возможно, информация уже успеет устареть.
Во-вторых, любая рекомендация не должна звучать как призыв к действию. Безответственно давать общую рекомендацию без понимания того, что лежит в основе портфеля клиента.
Поэтому я всегда рекомендую обратиться к персональному менеджеру, чтобы вместе с ним проанализировать, какой у клиента портфель — какая валютная структура, какая склонность к риску… В зависимости от этого, на основании рекомендаций «ВТБ Капитал Инвестиции» предложить клиенту портфель, который наиболее адекватно отвечает его текущим потребностям и склонности к риску.
  • То есть это всегда индивидуально?
В любом случае, конечно, необходимо проконсультироваться с персональным менеджером, а еще лучше заключить договор advisory (консультационный договор. — Forbes Agenda). Услуга advisory сейчас набирает обороты, именно рост этой услуги во многом обеспечивает кратные темпы нашего роста в сегменте инвестиционных продуктов.
Мы также обеспечиваем доступ и к зарубежным площадкам. 2020 год был рекордным по объемам инвестиций в акции зарубежных компаний. Это было связано в первую очередь с тем, что на зарубежном рынке были представлены акции роста — основные бенефициары пандемии, и в начале весны 2020 года мы рекомендовали, чтобы инвесторы условиях коррекции, падения рынка заходили преимущественно в такие активы.
Российский рынок, представлен в большей степени циклическими отраслями — нефтянка, газ, сырье… По мере восстановления экономики, думаю, российский рынок имеет серьезный потенциал для роста.
При этом нужно смотреть валютную составляющую. По индексу потребительских предпочтений еврозона показывает сейчас большую позитивную динамику, чем США.
Я думаю, что в Европе есть ряд интересных инвестиционных идей. Но и в этом случае я бы рекомендовал обратиться к специалисту. В особенности это касается консервативных инвесторов.
На фоне того роста, который мы наблюдали в прошлом году, для многих фондовый рынок стал, во-первых, лотереей, интересной игрушкой с позитивными трендами, с возможностью заработать. На растущем рынке все мнят себя инвесторами, но инвестиции — это не развлечения, это работа.
Я советую опираться на профессиональную экспертизу, потому что любой рост рано или поздно сменяется падением, и в первую очередь уходят с убытками массовые непрофессиональные инвесторы. Мы предлагаем возможности участвовать в школе инвестора «ВТБ Капитал Инвестиции». Если ты проходишь определенные курсы, тебе дают бесплатно акцию — небольшой капитал, которым ты можешь начать управлять.
  • Хотел бы поговорить еще об одном продукте: субординированные облигации — можете рассказать, что это такое и какова целевая аудитория инструмента?
На фоне падения общих ставок по депозитам естественным желанием банка было предложить консервативный и понятный инструмент, который помимо вот этой консервативности добавлял бы еще и доходности. Поэтому мы запустили субординированные облигации в рублях и в валюте с фиксированным купоном 10% в рублях, 5% — в долларах, 3,75% — в евро.
Есть также облигации с возможностью привязки к ключевой ставке ЦБ, к SOFR (базовая ставка, представляющая собой средневзвешенную стоимость займов «овернайт», обеспеченных американскими государственными ценными бумагами. — Forbes Agenda) в Америке, и к EURIBOR (усредненная процентная ставка по межбанковским кредитам в евро. — Forbes Agenda) в Европе. На мой взгляд, продукт достаточно интересный, он пользуется большим спросом. Думаю, что до конца года мы запланируем еще выпуски этого инструмента.
  • Можете рассказать механику, как именно зарабатывает инвестор?
Открывается подписка на инструмент, вы приобретаете эту бумагу за 10 млн рублей или $150 000, или €125 000. Затем вам «капает» купонный доход, например, в рублях в размере 10% годовых, который вы используете, как хотите. Эту бумагу вы можете в любой момент выставить к продаже, она торгуется на рынке. Банк через пять с половиной лет имеет право досрочного погашения этой бумаги. Так вы получаете очень хорошую доходность на свои вложения, инвестируя при этом в ликвидный инструмент. Как видите, в этих бумагах нет особо сложной механики. У данного инструмента слишком большой номинал.
Слишком большой номинал не для аудитории Forbes, но я понимаю, о чем вы говорите. Для розничных инвесторов мы также запустили паевой фонд, в основе которого лежат данные инструменты. Любой инвестор может приобрести пай этого фонда, начиная от 10 000 рублей и участвовать в доходах по данному инструменту.
  • Дмитрий, применительно к данному инструменту по валютным бумагам, что произойдет, если повысится SOFR?
Есть ценные бумаги с привязкой, так называемые флоутеры — они привязываются к SOFR или к EURIBOR. Эти инструменты, кстати говоря, «в длинную» мне нравятся гораздо больше, потому что при повышении ставки SOFR автоматически повышается купонная выплата: купон рассчитывается по формуле SOFR + 4,5%. И каким бы образом ни двигалась ставка на американском, европейском рынках, вы в любом случае зарабатываете 4,5% в долларах дополнительно к ставке SOFR. Это относится и к российским бумагам. В случае, если Центральный банк меняет ключевую ставку, то вы зарабатываете сверх ключевой ставки в любом случае. С учетом политики таргетирования инфляции, которой сейчас придерживается ЦБ, эта бумага вероятней всего будет обгонять инфляцию и защищать ваши сбережения от обесценивания.
  • По сути хеджируются все риски?
По сути так, но применительно к валютной бумаге, наверное, все-таки не все. Например, если предположить девальвацию рубля (мы ее не ожидаем, потому что применительно к текущим ценам на нефть рубль даже недооценен), вы при продаже этой бумаги должны будете заплатить в том числе и разницу от переоценки.
Ставки по субординированным облигациям выше, чем по обычным евробондам. Вы имеете существенный доход, это дополнительным образом хеджирует вас от движений на валютном рынке. Лучшее время посадить дерево было 20 лет назад. Следующий подходящий момент — сегодня.
09 августа 2021